Направления деятельности

Шахматы в ДОУ.

Универсальный мир шахмат способствует актуализации всех органов чувств и психических функций формирующейся личности. Именно поэтому мы выбрали шахматы следующим нашим проектом. 

Актуальность выбранной темы проекта обусловлена следующими моментами:

  • значением шахмат в становлении и развитии познавательных действий и личности ребенка-дошкольника (интеллектуальном, нравственном, познавательном, творческом, речевом);
  • малоразработанностью обозначенной нами темы проекта в дошкольных организациях;
  • высоким родительским спросом .

Инновационность проекта заключается в его массовости (в реализации участвуют все педагоги, воспитанники и родителя детей, начиная с 1 младшей группы), доступности для детей дошкольного возраста и внедрении в повседневную жизнь ДОО.

Цель проекта – формирование познавательных действий дошкольников через обучение их игре в шахматы.

Задачи проекта:

  1. Создать развивающую предметно-пространственную среду в ДОО с учетом развития логико-математических способностей детей.
  2. Разработать систему работы по ознакомлению детей с шахматной культурой, символикой, атрибутами, самой игрой в шахматы и шашки.
  3. Содействовать развитию познавательных действий детей, обогащению словаря, развитию мыслительных процессов путём реализации проектной деятельности различной длительности.

Целевые группы: дети, родители воспитанников, педагоги ДОУ

Направленность развития деятельности: познавательная.

Тип проекта: творческий, групповой.

Продолжительность: 4 года

Ожидаемые результаты:

  • создается развивающая предметно-пространственная среда, включающая в себя: разметку шахматного поля на территории ДОУ; организацию шахматных уголков в группах; приобретение или изготовление различных шахматных атрибутов (шахматные доски, шашки, математические игры, шахматная символика, одежда для сюжетно-ролевых игр, печатно-плакатная продукция, иллюстрации, художественная литература и т.д.);
  • методическая разработка по внедрению шахмат в образовательный и коррекционный процесс;
  • в процессе работы в данном направлении у детей формируются представления о шахматах как виде спорта, они понимают смысл игры, проявляется устойчивый интерес. Адекватно понимают содержание шахматно-шашечных игр, могут объяснить правила и некоторые принципы игры. Объясняют историю развития и появления шахмат. Дети отличаются высокой степенью познавательной активности;
  • дети умеют играть в шахматы на уровне, соответствующем их возрастным особенностям;

Документы и конспекты проведённых мероприятий МИП "Шахматы в ДОУ"

«Говорящая» среда – это мотивирующая образовательная среда, инструмент обучения, развития и воспитания детей дошкольного возраста. Это третий педагог, где ребенок сам делает свои открытия, реализует свои задумки и воплощает свои идеи. В нашем детском саду она представлена в виде интерактивных компонентов развивающей и воспитательной среды групп, детского сада.

«Говорящая» среда групп разрабатывается и воплощается воспитателями и детьми в соответствии с возрастными возможностями воспитанников. Данная практика реализуется постоянно в повседневной жизни, не регламентирована. Зависит от темы недели, реализуемого проекта в группе, времени года, возможностей и желаний детей.

Медиа-лаборатория

В нашем  детском саду  педагогам и воспитанникам очень нравится работать с мультстудией. Данное направление реализуется через проектную деятельность вместе с воспитанниками группы №1  под руководством Оксаны Владимировны Нертик (воспитателя высшей квалификационной категории).

Проекты воплощаются в мультпроектах. В 2022 году ребята под руководством педагога создали целый мультсериал по обучению шахматам «Незнайка в стране шахмат». В 2023 году для участия в конкурсе «Я-исследователь» придумали и сняли мультфильм под названием «Вместе мы — сила!» в поддержку воинов СВО.

Главной особенностью наших мультфильмов является то, что все они пластилиновые. Все герои, декорации и атрибуты сделаны руками детей. 

В зависимости от возраста детей, работа может начинаться с родительских проектов.

Фотографии о процессе создания мультфильмов можно посмотреть в фотоальбоме "Медиа-лаборатория"

Представляем вашему вниманию наши фильмы, размещённые на российском видеохостинге - Пластилиновый мультсериал «Незнайка в стране шахмат»:

СТЕМ - образование

В нашем детском саду в рамках СТЕМ-образования реализуется два направления: образовательный модуль «Экспериментирование с живой и неживой природой» и  образовательный модуль «Математическое развитие». 

Воспитатели реализуют эти модули ежедневно на занятиях (согласно расписания в каждой группе), на прогулке, а также утром и во 2-ой половине дня по желанию воспитанников

Фотографии занятий можно посмотреть в фотоальбоме "СТЕМ - образование"

Функциональная грамотность

Формирование функциональной грамотности — сложный, многосторонний, длительный процесс. Достичь нужных результатов можно лишь умело и грамотно сочетая различные современные педагогические технологии.

Одно из современных направлений, помогающих детям формировать основы функциональной грамотности — это финансовая грамотность. В нашем детском саду это направление реализует воспитатель высшей квалификационной категории Кравцова Юлия Владимировна. 

 В МБДОУ это направление реализуют воспитатели групп (возрастной состав детей от 5-6 лет). Культурная практика по финансовой грамотности проводится 1 раз в 2 недели во второй половине дня.

Обучать основам финансовой грамотности помогают книги (обучающие сказки по финансовой грамотности), материалы и пособия, разработанные Ю.В.Кравцовой по обучению детей и педагогов финансовой грамотности в детском саду:

 

Конспекты мероприятий по функциональной грамотности

Практики субъектности

Ориентация современного дошкольного образования на педагогику достоинства, педагогику сотрудничества и педагогику развития (А.Г. Асмолов), для которых базовыми ценностями являются «развитие», «поиск», «ориентация на индивидуальность», приоритетность поддержки разнообразия детства, утверждение дошкольника в качестве основного субъекта образовательной деятельности, – вот основания, актуализирующие сегодня исследование проблемы развития субъектности детей старшего дошкольного возраста средствами проектной деятельности.

Развитие субъектности детей дошкольного возраста в МБДОУ происходит средствами проектной деятельности всеми педагогами и специалистами со всеми детьми и родителями. Регламент реализации проектов утверждается на Педагогических советах. Реализация проектов происходит в течение всего временя пребывания детей в МБДОУ (за исключением времени на приём пищи, сон).

В нашем детском саду проектная деятельности реализуется  с 2014 года. За 10 лет педагоги, дети и родители в различных взаимосвязях освоили огромное количество различных проектов. За это время педагогический коллектив трижды выиграл статус муниципальной инновационной площадки по реализации массовых педагогических проектов по направлениям: воспитание детей через русскую сказочную культуру, развитие познавательных навыков посредством шахмат, создание модели развивающей среды по пожарной безопасности. Схема реализации проектов — создание педагогами, детьми и родителями различных мини-проектов в рамках общей темы. Проекты различной направленности и длительности.

Фотографии реализации проектов можно посмотреть в фотоальбоме "Практики субъектности"

Предлагаем конспекты особенно удачных проектов, реализованных в МБДОУ детский сад №4:

Конспекты проектов при реализации практик субъектности

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie