Направления деятельности
Шахматы в ДОУ.
Универсальный мир шахмат способствует актуализации всех органов чувств и психических функций формирующейся личности. Именно поэтому мы выбрали шахматы следующим нашим проектом.
Актуальность выбранной темы проекта обусловлена следующими моментами:
- значением шахмат в становлении и развитии познавательных действий и личности ребенка-дошкольника (интеллектуальном, нравственном, познавательном, творческом, речевом);
- малоразработанностью обозначенной нами темы проекта в дошкольных организациях;
- высоким родительским спросом .
Инновационность проекта заключается в его массовости (в реализации участвуют все педагоги, воспитанники и родителя детей, начиная с 1 младшей группы), доступности для детей дошкольного возраста и внедрении в повседневную жизнь ДОО.
Цель проекта – формирование познавательных действий дошкольников через обучение их игре в шахматы.
Задачи проекта:
- Создать развивающую предметно-пространственную среду в ДОО с учетом развития логико-математических способностей детей.
- Разработать систему работы по ознакомлению детей с шахматной культурой, символикой, атрибутами, самой игрой в шахматы и шашки.
- Содействовать развитию познавательных действий детей, обогащению словаря, развитию мыслительных процессов путём реализации проектной деятельности различной длительности.
Целевые группы: дети, родители воспитанников, педагоги ДОУ
Направленность развития деятельности: познавательная.
Тип проекта: творческий, групповой.
Продолжительность: 4 года
Ожидаемые результаты:
- создается развивающая предметно-пространственная среда, включающая в себя: разметку шахматного поля на территории ДОУ; организацию шахматных уголков в группах; приобретение или изготовление различных шахматных атрибутов (шахматные доски, шашки, математические игры, шахматная символика, одежда для сюжетно-ролевых игр, печатно-плакатная продукция, иллюстрации, художественная литература и т.д.);
- методическая разработка по внедрению шахмат в образовательный и коррекционный процесс;
- в процессе работы в данном направлении у детей формируются представления о шахматах как виде спорта, они понимают смысл игры, проявляется устойчивый интерес. Адекватно понимают содержание шахматно-шашечных игр, могут объяснить правила и некоторые принципы игры. Объясняют историю развития и появления шахмат. Дети отличаются высокой степенью познавательной активности;
- дети умеют играть в шахматы на уровне, соответствующем их возрастным особенностям;
- у дошкольников сформированы компоненты познавательных действий: мотивационный, волевой, когнитивный, предметно-практический.
- После завершения работы муниципальной инновационной площадки шахматы стали одним из направлений деятельности в ДОУ.
- Формирование познавательных действий дошкольников через обучение их элементам шахматной игры и ознакомление с символикой организуется в шахматных уголках воспитателями групп во второй половине дня 1 раз в 2 недели (с 4 лет), или вводится в самостоятельную детскую деятельность (с 6 лет). По желанию детей педагогом организуется проектная деятельность.
Документы и конспекты проведённых мероприятий МИП "Шахматы в ДОУ"
«Говорящая» среда – это мотивирующая образовательная среда, инструмент обучения, развития и воспитания детей дошкольного возраста. Это третий педагог, где ребенок сам делает свои открытия, реализует свои задумки и воплощает свои идеи. В нашем детском саду она представлена в виде интерактивных компонентов развивающей и воспитательной среды групп, детского сада.
Медиа-лаборатория
В нашем детском саду педагогам и воспитанникам очень нравится работать с мультстудией. Данное направление реализуется через проектную деятельность вместе с воспитанниками группы №1 под руководством Оксаны Владимировны Нертик (воспитателя высшей квалификационной категории).
Проекты воплощаются в мультпроектах. В 2022 году ребята под руководством педагога создали целый мультсериал по обучению шахматам «Незнайка в стране шахмат». В 2023 году для участия в конкурсе «Я-исследователь» придумали и сняли мультфильм под названием «Вместе мы — сила!» в поддержку воинов СВО.
Главной особенностью наших мультфильмов является то, что все они пластилиновые. Все герои, декорации и атрибуты сделаны руками детей.
В зависимости от возраста детей, работа может начинаться с родительских проектов.
Фотографии о процессе создания мультфильмов можно посмотреть в фотоальбоме "Медиа-лаборатория"
Представляем вашему вниманию наши фильмы, размещённые на российском видеохостинге - Пластилиновый мультсериал «Незнайка в стране шахмат»:
СТЕМ - образование
В нашем детском саду в рамках СТЕМ-образования реализуется два направления: образовательный модуль «Экспериментирование с живой и неживой природой» и образовательный модуль «Математическое развитие».
Фотографии занятий можно посмотреть в фотоальбоме "СТЕМ - образование"
Функциональная грамотность
Формирование функциональной грамотности — сложный, многосторонний, длительный процесс. Достичь нужных результатов можно лишь умело и грамотно сочетая различные современные педагогические технологии.
Одно из современных направлений, помогающих детям формировать основы функциональной грамотности — это финансовая грамотность. В нашем детском саду это направление реализует воспитатель высшей квалификационной категории Кравцова Юлия Владимировна.
Обучать основам финансовой грамотности помогают книги (обучающие сказки по финансовой грамотности), материалы и пособия, разработанные Ю.В.Кравцовой по обучению детей и педагогов финансовой грамотности в детском саду:
Конспекты мероприятий по функциональной грамотности
Практики субъектности
Ориентация современного дошкольного образования на педагогику достоинства, педагогику сотрудничества и педагогику развития (А.Г. Асмолов), для которых базовыми ценностями являются «развитие», «поиск», «ориентация на индивидуальность», приоритетность поддержки разнообразия детства, утверждение дошкольника в качестве основного субъекта образовательной деятельности, – вот основания, актуализирующие сегодня исследование проблемы развития субъектности детей старшего дошкольного возраста средствами проектной деятельности.
В нашем детском саду проектная деятельности реализуется с 2014 года. За 10 лет педагоги, дети и родители в различных взаимосвязях освоили огромное количество различных проектов. За это время педагогический коллектив трижды выиграл статус муниципальной инновационной площадки по реализации массовых педагогических проектов по направлениям: воспитание детей через русскую сказочную культуру, развитие познавательных навыков посредством шахмат, создание модели развивающей среды по пожарной безопасности. Схема реализации проектов — создание педагогами, детьми и родителями различных мини-проектов в рамках общей темы. Проекты различной направленности и длительности.
Фотографии реализации проектов можно посмотреть в фотоальбоме "Практики субъектности"
Предлагаем конспекты особенно удачных проектов, реализованных в МБДОУ детский сад №4: